Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаева

19 июня 2024 года
Тема: «Неизвестный Пушкин»

Юбилейная дата 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – знаковое событие в культурной жизни России.
Программа «Неизвестный Пушкин» обозначена интересом режиссёра Артёма Малахова и актёров театра к глубокому изучению пушкинского наследия. В форме театрального камерного спектакля зрители смогли увидеть фрагменты сочинений Пушкина, которые не получили активной популярности. В программу вошли поэмы «Граф Нулин», «Домик в коломне», «Монах и русалка», «Сцена из Фауста» и др.

8 мая 2024 года
Тема: «Мама», посвящается матерям и детям войны

Актёры театра представили в программе «Мама» документальные воспоминания детей войны, которые спустя много лет рассказали о своём военном детстве…

Смотреть полное видео «Культурной среды»

20 сентября 2023 года
Тема: «Владимир Маяковский. Мистерия-буфф»»

С «Мистерии-буфф» началась не только советская драматургия, но и весь великий революционный авангард двадцатых, а потом все то, что стало олицетворением века ХХ и сегодняшнего времени.
Будучи революционером в искусстве, Владимир Маяковский соединяет несоединимое, создавая жанр – мистерия-буфф, в котором происходит синтез мистериальности сотворения мира с гротеском, сатирой и юмором.
«Мистерия-Буфф» — первая революционная пьеса, написанная и поставленная в 1918 году. Над ее созданием работали три гения — автор В. В. Маяковский, режиссер В. Э. Мейерхольд и художник К. С. Малевич. Эта постановка стала во всех отношениях событием выдающимся. Ничего подобного российская театральная сцена ещё не видела.
Режиссер Александр Александров и актеры театра выбрали самые яркие эпизоды пьесы, добавив современные акценты, придав персонажам индивидуальность.

Зрители получили заряд театральной энергии. Им не пришлось просто смотреть, так как получили роли и играли вместе с нашими актерами пьесу Маяковского “Мистерия-буфф”.

12 апреля 2023 года
Тема: «Зерцало русской души» к 200 -летию со дня рождения А. Н. Островского

Тема Островского принципиально важный концепт для эстетики нашего театра. Так, на протяжении всей истории спектакли по пьесам великого драматурга входили в репертуар. Знаковым стал спектакль «Лес», с которым творческий коллектив гастролировал осенью прошлого года. 15 апреля этот спектакль будет представлен на театральном фестивале «Островский в доме Островского», организованный Малым театром.

«Мне равнодушно нельзя оставаться: надо либо плакать, либо смеяться» Александр Островский

В этом году вся российская интеллигенция отмечает 200-летие со дня рождения великого драматурга, который создал новый русский театр, обратившийся к истинно русским ценностям, и определил духовные доминанты общественной жизни.
Пространство Александра Островского – это мир театра, где рождаются и проживают его герои, вершатся судьбы и трагически обрываются надежды и мечты. Основной принцип программы «Зерцало русской души» – это стремление показать, как в этом театральном пространстве появлялись образы спектаклей, воплощались его идеи, проходили поиски новых драматургических форм. Даже биография самого Островского будет всегда сопряжена с театром, который станет для него настоящей реальностью бытия.
Программа построена на фрагментах пьес Островского: «Волки и овцы», «Бесприданница», «Гроза», «Свадьба Бальзаминова», «На всякого мудреца довольно простоты» и др. В театрализованной программе заняты актеры театра. Режиссер-постановщик – Александр Александров.
«Культурная среда» – уникальный проект театра, который дает возможность режиссерам и актерам проявить собственное мировидение и своеобразие эстетического восприятия наиболее знаковых культурных явлений и событий. Каждая отдельная программа становится формой отображения креативного мышления авторов, формой свободного театрального эксперимента. Зачастую эскизная режиссерская и актерская работа далее становится полноценным спектаклем.

22 марта 2023 года
Тема: «Женские имена в русской поэзии»

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. Русские поэтессы начала XIX века Катерина Тимашева, Каролина Павлова, Анна Готовцева, Юлия Жадовская до сих пор остаются, неизвестными широкой публике. Слишком велики были влияние и популярность их знаменитых современников – Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Языкова, Лермонтова. И все-таки, их яркие таланты, особая органичность мысли и лирического чувства оставили свой след в истории русской литературы и до сих пор пленяют сердца любителей поэзии. Ее называли «мадонной декаданса». Зинаида Гиппиус – одна из самых заметных фигур Серебряного века. Ее стихи стали значительной страницей русской поэзии этого периода. Конечно же, нельзя оставить без внимания мистическую историю поэтессы Елизаветы Дмитриевой, которую ввел в поэтический круг Максимилиан Волошин, придумав историю Черубины де Габриак. Вера Инбер, Ольга Берггольц, Юлия Друнина – поэтессы ХХ века, отобразившие реалии своего времени. Вместе с русским народом они прошли дорогами Великой Отечественной войны. Они воспели воинский подвиг, создав пронзительные поэтические строки. Зрители погрузились в мир поэзии, в которой проявился талант женщин поэтов. Эмоциональные образы и ассоциативные ряды поэтической фантазии, глубинные смыслы и желание поделиться мыслями – таков безграничный мир поэзии.

В исполнении актеров театра звучали лучшие поэтические сочинения поэтесс прошлого и настоящего. Директор, художественный руководитель Галина Михайлюк-Филиппова подчеркнула, что приобщение к сокровищнице русской поэзии дает возможность актерам выразиться свой внутренний чувственный мир, обрести новый творческий опыт в создании выразительных образов. Русская поэзия – это безграничный океан русского слова во всем его многообразии.

8 февраля 2023 года
Тема: «Луганск-город героев»

В феврале мы отмечаем одно из самых важных событий в истории нашего города. Луганск был освобожден от фашистских захватчиков. Сегодня наши ребята противостоят украинскому нацизму, сражаясь за родную землю. Новую программу проекта “Культурная среда” посвящаем героям всех времен.
8 февраля, в 16.00 приглашаем на театрализованную программу «Луганск – город героев» проекта «Культурная среда».
Театрализованная программа «Луганск-город герой» посвящена героическому прошлому и настоящему родного города. В программе прозвучат поэтические строки авторов, создавших героические образы и воспевших подвиг луганчан. Исторические параллели стали принципом построения драматургии программы. Проникновенность и эмоциональная насыщенность композиции создается благодаря музыкальным эпизодам, написанным луганскими музыкантами.
Проект «Культурная среда» завоевал большую популярность у луганского зрителя и позволил значительно расширить творческую практику театра. По праву следует назвать проект уникальным, потому что здесь создана экспериментальная площадка, на которой реализуются новые идеи и формы, совершенно по – новому раскрываются актерские таланты.

5 мая 2021 года
Тема: спектакль по пьесе Т. Дрозда «Это, девушки, война»

В рамках проекта «Культурная среда» представляем пьесу современного драматурга Тараса Дрозда «Это, девушки, война», за которую в 2005 году автор получил звания лауреата конкурса «Долг. Честь. Достоинство», проходившего в Москве.
Это пьеса о четырех девушках, оказавшихся на войне. Девушки-шифровальщицы работают с секретными документами при штабе фронта, и, да, делятся военными тайнами друг с другом. Это происходит лишь потому, что каждую минуту они ждут сообщение о том, что наши войска перешли в наступление, и приближается тот день, когда наступит победа.
В жизнь каждой героини вторглась война, разрушив ее, принеся лишь тяжесть потерь. Тося Котик, говорит:
— Двух фашистов я должна убить лично: за маму и за папу.
Но даже в этом бесконечно тянущемся времени, девушки продолжают искать смысл, чтобы жить дальше. Все они очень разные, но объединяет их лишь одно чувство – ожидание победы.

Спектакль «Это, девушки, война» – режиссерская и актерская работа заслуженной артистки ЛНР Светланы Стëпкиной. В постановке заняты – заслуженная артистка ЛНР Анна Приходкина, Роза Молчанова, Анна Ладыгина

7 апреля 2021 года
Тема: современная поэзия

Концепция программы апрельской «Культурной среды» основана на главном тезисе: для поэта слово – глоток свежего воздуха. Современная поэзия наполнена этим свежим воздухом. Так появилось название программы «Воздуха, воздуха…» Поэтический вечер представляет собой некий внутренний диалог между автором и исполнителем, потому что каждому актеру была дана полная свобода в выборе литературного материала. Организатором и постановщиком мероприятия выступил актер театра Владислав Кузьминых.

3 марта 2021 года
Тема: творчество Н. Красновой. Моноспектакль «Бывшие»

В рамках проекта «КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» премьера творческой работы Светланы Стёпкиной по книге Натальи Красновой «Бывшие».
Успешный инста блогер, стендап комик, сценарист и телеведущая Наталья Краснова в 2018 году представила широкому кругу своих почитателей книгу «Бывшие».
Учительница, бьюти-богиня и писательница, как называет себя автор, с самоиронией и большой долей юмора раскрыла тайну собственных романтических историй. Расставания и разочарование – это всегда боль, которую по-разному переживают женщины, оставленные любимыми. У одних остается зияющая рана в сердце, а другие могут посмотреть на ситуацию со стороны и найти в ней положительные моменты. Очередной роман станет для вас опытом, из которого следует сделать выводы.
Наталья Краснова, пережив два развода и воспитывая двоих детей, не предлагает каких-либо рецептов и не ищет панацеи от романтического недуга. Она рассказывает веселые истории о себе и своих «бывших».
Могла ли такая книга остаться без внимания? Заслуженная артистка ЛНР Светлана Степкина в моноспектакле «Бывшие» говорит легко и с сарказмом о сложных жизненных моментах. В устах ее героини прозвучит главная мысль: жизнь не заканчивается после расставания. С этого момента начинается новая страница!

3 февраля 2021 года
Тема: творчество И. Вырыпаева

В Луганском академическом русском драматическом театре имени П. Луспекаева состоялась первая в этом году встреча в рамках проекта «Культурная среда», посвященная творчеству современного драматурга, прозаика, режиссёра и актёра – Ивана Вырыпаева.

Тонкая лирика стихотворений в прозе, семейные перипетии пьесы «Иллюзии», отчаянные откровения из пьесы «Пьяные», философский монолог из пьесы «Волнение», злободневные выступления докладчиков из пьесы «Иранская конференция» были представлены молодыми актерами театра.
Далее состоялась волнующая дискуссия о современном театре, находящемся в поиске новой эстетики, форм, средств выразительности. Зрители высказывали мысль о том, что Иван Вырыпаев наполняет театр новыми смыслами, в которых человек занимает главное место.

2 декабря 2020 года
Тема: творчество Ф. М. Достоевского

Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаева в рамках проекта «Культурная среда» представил зрителю программу из отрывков произведений русского писателя Фёдора Достоевского. Традиционно постановщиками театрализованных композиций выступили сами артисты театра. Определяя главную идею программы, посвященной 200-летию со дня рождения Достоевского, они обратились к высказыванию писателя: «Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть». Зрители увидели отрывки из романов «Братья Карамазовы» (постановщик Роза Молчанова), «Преступление и наказание» (постановщик Екатерина Митина), «Идиот» (постановщик Анна Приходкина), «Подросток» (монолог из романа прочитал Александр Сазанов) и повести «Белые ночи» (постановщик Владислав Кузьминых). Актёр Владимир Андриюк обратился к юношеским стихам Достоевского, исполнив их под сочиненную им музыку.
Руководитель литературно-драматической части театра Ирина Цой отметила, что творчество писателя всегда остается актуальным, так как обращено к духовным проблемам человека.

Завлит театра считает, что предложенная молодыми артистами программа может развиться в полноценный спектакль.

«Считают психологи и лингвисты, что язык – это не столько средство общения, сколько средство мышления. И вот Достоевский отполировывал каждую фразу, каждую свою мысль и уложил это в свои произведения. Актеры раскрутили так текст в обратном направлении, и получилось очень удачно, даже местами психологичнее, на мой взгляд, чем задумывал автор. Поэтому работу прекрасная, достойная, мне кажется, всем понравилось, вы можете гордиться своей работой», – сказал один из зрителей.

7 октября 2020 года
Тема: 
рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова «Жалобная книга»

Двадцатичетырехлетний писатель публикует рассказ в журнале «Осколки» и подписывается псевдонимом «А. Чехонте» и уже в этом заключается игривость и сатиричность, с которой А. Чехов смотрит на мир.
Что же увидели в этом небольшом рассказе актеры театра? Чем привлек этот литературный эскиз? Перелистав жалобную книгу, оставленную на железнодорожной станции, можно рассказать курьезные истории многих людей.
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
За каждой записью стоит тот, кто станет персонажем очередного фрагмента программы и благодаря талантливой игре актеров обретет сценическую жизнь.
Три версии одного сюжета разворачиваются друг за другом в разных ритмах и темпах, переходе от неспешного Andante к стремительному Presto.

4 марта 2020 года
Встреча в рамках проекта «Культурная среда»
посвящена творчеству Н. В. Гоголя.

«Каждую первую среду месяца в 16.00 в фойе второго этажа проходят “Культурные среды”. Это пятая встреча. Сегодня занято много молодых артистов, но и среднее поколение сегодня тоже задействовано. На этот раз темой для самостоятельных актерских работ стало творчество Николая Васильевича Гоголя, так как обе даты его жизни связаны с первым месяцем весны – день рождения 31 марта, день памяти 4 марта», – рассказала главный режиссер театра Татьяна Дрёмова.

Традиционно встреча состояла из двух частей. В первой состоялся показ самостоятельных актерских работ, во второй коллектив театра предоставил гостям возможность высказать свое мнение об увиденном.

Артисты начали с отрывка из пьесы «Женитьба», продолжили отрывком из повести «Ночь перед Рождеством» и завершили отрывком из повести «Вий», в финале которого перед зрителями предстало огромное чучело предводителя нечистой силы. Перемежались отрывки литературными анекдотами Даниила Хармса в исполнении артистов театра.

«Для меня сегодняшняя постановка была очень интересна, и у меня сейчас появилось желание перечитать Гоголя. Предыдущие “Культурные среды”, которые были посвящены Есенину и Пушкину, были тоже бесподобны, но эти авторы на слуху, а вот Гоголю я как-то уделяла мало внимания», – рассказал посетившая мероприятие Маргарита.

«Каждый показ “Культурной среды” уникален, и увидеть его можно только один раз. За месяц творческий коллектив театра придумывает и реализовывает новую программу, руководствуясь заданной темой…», – рассказала главреж театра.

5 февраля 2020 года
Встреча в рамках проекта «Культурная среда» посвящена творчеству А. С. Пушкина.

Четвертая по счету «Культурная среда» была посвящена личности и творчеству великого русского поэта Александра Пушкина. Зрители могли не только услышать его стихотворения в исполнении молодых актеров театра, но и увидеть инсценировки, посвященные его биографии, а также сценки, поставленные по прозаическим произведениям автора.

Актёры продемонстрировали этюды, зарисовки и импровизации, а после показа зрителю была предоставлена возможность задать свои вопросы актёрам и режиссёру театра, а также высказать свое мнение об увиденном.

Главный режиссёр театра Татьяна Дрёмова рассказала, что артисты сами выбирали для прочтения или инсценировки произведения, раскрывая поэта таким, каким они его видят. Многогранность Пушкина была показана через его воплощение разными актёрами с разными характерами. Так, на сцене в разное время появлялись три «Пушкина», а в финале они даже встретились. Несмотря на то, что стихотворений от женского лица у русского поэта крайне мало, женская часть труппы все же нашла заветные строки и для себя.

Молодой актёр Артём Демянчук рассказал, что надеть на себя маску Пушкина было для него «ново, необычно и интересно».
– Это очень даже круто, что зритель сумел посмотреть на три вариации Пушкина. Пусть у всех были одинаковые режиссёрские задачи, но каждый актёр воплощал их по-своему, – подчеркнул он.

– Я здесь в первый раз, но мне понравилась очень встреча, понравилась молодежь. Они внесли свою интересную лепту, новый взгляд на творчество солнца русской

 поэзии. Вот именно всего такого у нас в Луганске и не хватает! – поделилась впечатлениями зрительница Наталья Куленко.

Посетивший вечер поэзии освобожденный из украинских застенков в ходе обмена пленными Эдуард Коваленко отметил, что запрет на русскую литературу станет впоследствии большим ударом по культуре и мировоззрению населения Украины.
– Это, по большому счету, для меня другой мир – не только после нахождения в местах заключения, но и в целом в Украине, где идет тотальное зомбирование населения, отторжение всего русского, всего советского, чтобы оторвать народ от истории, убрать основу поколений, разорвать цепь взаимопонимания. Сегодня я попал в среду, где всё продолжается, как и было в старые добрые времена. Это говорит о том, что Русь живёт, история продолжается, и молодежь подхватила эстафету того наследия, которое создавали наши предки, – подчеркнул бывший политзаключенный.
– Очень приятно видеть, что у молодежи есть философский подход к искусству, особенно в творчестве великого русского поэта Пушкина. Я увидел иной подход к его творчеству с учётом новых веяний времени: музыкальное оформление, подача материала не классического формата, как мы привыкли воспринимать Александра Сергеевича, а в современном, молодежном подходе, что, несомненно, расширяет рамки понимания его творчества. И это привлекает, и это очень приятно смотреть, – дал он свою зрительскую рецензию программе.

Дрёмова рассказала, что практические итоги литературных встреч театр будет подводить в конце сезона, но уже сейчас видна динамика его популярности – количество зрителей из месяца в месяц растет. Что касается Пушкина, то, по её мнению, «классик русской поэзии дался коллективу легко», все работали над литературной композицией с большим воодушевлением.

8 января 2020 года
Встреча в рамках проекта «Культурная среда» посвящена творчеству Сергея Есенина.

4 декабря 2019 года
Встреча в рамках проекта «Культурная среда». Читка книги Бьёрна Рёрвика «Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросёнке».

Артисты театра познакомили зрителей с историями из первой книги под названием «Акулиска враг редиски…». Этот мировой хит стремительно завоевывает сердца не только детей, но и взрослых по всему миру.

«Читка книги Бьёрна Рёрвика «Акулиска враг редиски…» будет интересна как взрослым, так и детям от шести лет», – отметила главреж театра Татьяна Дрёмова.

6 ноября 2019 года
Встреча в рамках проекта «Культурная среда». Читка пьесы луганского драматурга Светланы Тишкиной «Родные небратья».

6 ноября 2019 года в Луганском академическом русском драматическом театре имени П. Луспекаева стартовал проект «Культурная среда», основная цель которого – наладить прямой диалог между актером и зрителем.

Куратор проекта, главный режиссер театра Татьяна Дрёмова, в своей вступительной речи отметила: «Новый проект театра “Культурная среда” очень важен для нас, поскольку это отличная возможность напрямую поговорить со зрителем. Мы являемся самым крупным театром Республики, у нас самый большой зал. К нам ходят, нас любят, однако мы не всегда знаем, кто сидит в этом зале во время наших спектаклей. И вот “Культурная среда” даёт нам возможность познакомиться поближе, посмотреть, поговорить, обсудить какие-то вопросы, которые могут интересовать как артистов, так и зрителей. Для нас это возможность попробовать какие-то новые формы, тексты, пьесы, драматургию, которые мы по тем или иным причинам не можем воплотить на сцене в полном объеме. Наш проект – это пространство для общения и творческих экспериментов».

Открылся проект читкой пьесы луганского драматурга Светланы Тишкиной «Родные небратья». Татьяна Дрёмова объяснила выбор материала тем, что с творчеством этого автора в театре им. Луспекаева уже знакомы: ее поэзия звучит в спектакле «Время. Выбор. Воля.», который стал знаковым событием в культурной жизни Луганщины. Кроме того, актуальным остается вопрос современной драматургии – нужно ли ее сейчас ставить и как зритель будет реагировать на пьесы, написанные современниками. Собравшиеся зрители прослушали пьесу, прочитанную артистами театра по ролям, а после высказали свое мнение. Светлана Тишкина, также присутствовавшая на мероприятии, отметила, что слушать свою пьесу было очень волнительно, потому что ей было важно узнать, как воспримут ее творчество слушатели. В целом, реакцию собравшихся она оценила как положительную, добавив, что подобный формат позволяет и автору видеть собственные недочеты и совершенствоваться.

Встречи в рамках проекта будут проходить бесплатно каждую первую среду месяца в фойе 2-го этажа театра.

По словам главного режиссера, программа для встреч запланирована очень разнообразная.