Артисты из Луганска выступили на сцене Театра драмы Кузбасса
Анастасия СЕРГЕЕВА
Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаева впервые приехал в Кузбасс с гастролями. Спектакли на кемеровской сцене стали возможны благодаря организации ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.
Сибирские гастроли
Изначально луганских артистов пригласили принять участие в фестивале Шукшинской прозы «Здравствуйте, люди!» в Барнауле. Так родилась идея сделать тур по городам Сибири. В итоге помимо Барнаула артисты показали свои спектакли в Бийске, Горно-Алтайске, Прокопьевске и Кемерово – наш город стал финальной точкой гастрольного тура.
С Кемеровом артисты луганского театра были знакомы заочно, а вот с командой Театра драмы Кузбасса встречались в августе 2023 года – тогда состоялись гастроли нашего коллектива в Луганске: на сцене показывали две постановки.
«Для нас это было очень ответственно, неожиданно и в то же время интересно. Мы не только знакомились с другими направлениями, но еще и побывали в той зоне, где проходила специальная военная операция. Эта поездка послужила творческим толчком для появления в нашем репертуаре новых спектаклей. Например, наш последний спектакль – баллада «Позывной «Кузбасс». Сейчас поэт и драматург Виталий Дорофеев работает над второй частью этой баллады», – рассказал заслуженный работник культуры РФ, директор Театра драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского Алексей Разуков.
Теперь коллеги из Луганска сделали, можно сказать, ответный визит.
Приехали со «Светлыми душами»
Луганские артисты привезли в Кемерово два спектакля. Комедию «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина зрители увидели 30 сентября. Второй спектакль – «У самого синего моря», приуроченный к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина – показали на кемеровской сцене 1 октября.
«Мы не изменили Пушкина, сюжетная линия сохранена. Но мы чуть изменили угол зрения рассказчика. По сути это история недетская. В ней скрыто нечто важное: то, что каждый из нас в суете жизни кусает это яблоко и начинается другая история, в которой мы себя забываем, теряем… Но все начинается с мужчины и женщины, так устроен наш мир», – рассказал режиссер-постановщик спектакля, актер, ведущий мастер сцены Артем Малахов.
Кузбасские зрители встретили приезжих артистов тепло и гостеприимно.
«Замечательные зрители! Реагируют открыто, щедро. Нам даже приходилось дольше делать паузы, чтобы дождаться, когда зал утихнет», – поделилась эмоциями заслуженный деятель искусств РФ, директор и художественный руководитель Луганского академического русского драматического театра им. П. Луспекаева Галина Михайлюк-Филиппова.
Важный юбилей
Для самого театра эти гастроли особенные. И не только потому, что артисты впервые приехали в сибирскую глубинку, но и потому что гастроли проходят в рамках празднования большой и важной даты – 85-летия самого театра. Коллектив в эти дни вспоминает обо всех испытаниях, через которые пришлось пройти. Созданный в 1939 году русский театр дважды эвакуировали в годы ВОВ, начиная с 90-х годов были попытки сделать театр украинским, в 2014 году сидели без света, воды и мобильной связи, многие артисты покинули труппу, а в 2022 году 50% работников театра призывного возраста пошли защищать Родину и вернулись не все… Но, несмотря на все трудности, команде удалось продолжить работать. Луганский театр никогда за эти годы не закрывался!
«Сейчас, как и всегда, в нашем репертуаре в основном русская классика. Репертуар создавался для того, чтобы отогреть души наших людей, как-то отвлечь, развлечь, дать надежду», – рассказала заслуженный артист Луганской Народной Республики, режиссер-постановщик спектакля «Светлые души», ведущий мастер сцены Кравцова Ирина Николаевна.
«Но, конечно, мы ищем новые формы и методы, чтобы очень тонко передать сегодняшнюю ситуацию. Еще в 2017 году мы первыми в России обратились к поэзии авторов, которые пишут о событиях на Донбассе. Мы просто читали стихи, и из этого сложился спектакль. Сейчас в процессе постановки пьеса-портрет об одном из участников специальной военной операции. Мы тонко прикасается к этой теме. Кричать здесь нельзя, нужно очень трепетно всматриваться, вслушиваться, прочувствовать каждую деталь», – рассказала Галина Михайлюк-Филиппова.